вред гаджетов
13 февраля 2021

Гаджеты и дети: вред или польза?

2

Сегодня мы разберёмся:

— Почему дети зависают в гаджетах;

— Как это влияет на их здоровье, интеллект, социальное развитие;

— Сколько времени можно «сидеть в гаджетах» без вреда;

Влияние гаджетов на детей

Многие малыши, ещё не умея ходить, уже получают в руки телефоны. Они умеют нажимать там пальчиками, включать мультики и т.д.

По исследованиям лаборатории Касперского, большинство родителей дают гаджеты ребёнку примерно начиная с 4-6-летного возраста.

При этом 31% родителей 11-14 летних детей имеют конфликты с ними по поводу гаджетов.

Что происходит?

Дело в том, что детям уже с раннего возраста покупают различные электронные устройства. Используя их как «мамазаменитель».

Мама даёт в руки ребёнку телефон. Он включает мультики, спокойно сидит, занят, и родители могут заняться своими делами.

Вред гаджетов для детей

К чему в итоге это приводит?

К тому, что 85% наших детей в подростковом возрасте уже не могут обойтись без гаджетов. У них начинается паника, если нет под рукой телефона или он разрядился.

Агрессивность при попытках лишить телефона, истерики, обман, воровство, депрессия и др.

Следует признать, что мы сейчас фактически живём, уже не выпуская телефон из рук – и дети и взрослые.

Гаджеты отнимают у детей все больше времени и внимания

Данные лаборатории Касперского

Лаборатория Касперского делится такой информацией: средний взрослый проводит порядка 76 телефонных сессий за сутки.

Иначе говоря, за день мы в среднем 76 раз берём в руки телефон, включаем его и начинаем там что-то делать.

В течение суток это означает почти каждые 15 минут. При этом 87% делают это даже ночью – с часа ночи до пяти часов утра они хотя бы раз проверяют телефон, берут его в руки.

Что мы видим в отношении детей?

Типичная картинка в транспорте, поликлинике и других общественных местах – дети сидят с планшетами и телефонами в руках, нередко вместе с родителем.

К подростковому возрасту количество времени, проведенного в гаджетах, растёт.

К чему это приводит?

Исследования показали, что существует зависимость между количеством времени использования телефона и уровнем агрессии и депрессии.

График показывает, что на отметке 2,5 часа кривая негативного эмоционального состояния резко идёт вверх.

В этой связи становится важным вопрос: сколько времени ребёнок может проводить за гаджетами без ущерба для эмоционального здоровья?

Специалисты считают, что до 2-3 часов находится в гаджетах более или менее нормально и безопасно. С  2,5 часов в сутки – это уже зона риска.

Вред смартфонов для ребенка
Негативное влияние гаджетов всё больше возрастает

Задумайтесь, сколько времени примерно в день проводит ваш ребенок в гаджете?

Интересно, что чем больше в нашей жизни становится гаджетов, тем меньше в ней становится живого социального взаимодействия и тепла (реального общения, реальных игр).

Исследование ученых, проводимое с 1987 по 2008 год показало следующее. В 1987 году время, проведённое за экранами гаджетов сравнялось с количеством времени, проведённым за живым общением.

В дальнейшие годы, с появлением и развитием соцсетей, электронных игры, экранного времени становится все больше и больше. А реального общения – все меньше и меньше.

Ещё до появления айфонов и нового поколения смартфонов с тачскринами, дети уже проводили у экранов 8 часов в сутки и всего лишь 2 часа за сутки они общались реально.

Цифровой «аутизм»

Всё это ведет к тому, что по-другому начинает работать мозг. Возникает явление, которое называют цифровой «аутизм».

В чём он проявляется?

Ребенку всё время хочется быть в онлайн, в играх, сетях. Даже если он встречается с друзьями, они садятся и играют.

Наверное, вы наблюдали такое: ребёнок пришел в гости к другу, и через какое-то время вы замечаете, что они сидят за телефоном или компьютером и играют.

Получается, что друзья встретились, но они всё равно играют в ту игру, в которую играли дистанционно.

Цифровой аутизм
Цифровой аутизм очень вредит живому общению

Вы могли наблюдать в кафе компании подростков, которые сидят вместе за одним столом, при этом каждый из них в своём телефоне.

Даже свидания такие бывают у подростков, когда сидят мальчик с девочкой, и каждый уткнул нос в свой телефон. Это у них свидание такое, это они вместе как бы общаются.

Цифровой «аутизм» приводит к тому, что живое общение с живым человеком по сути обесценивается.

Перестаёшь понимать, что вообще на самом деле происходит с другими людьми, ведь у тебя мало опыта живого общения. А через какое-то время это тебе становится не важным, всё равно.

Реальная жизнь – она монотонная, бедна эмоциями, событиями, и постепенно все интересные события у ребёнка начинают происходит в виртуальной жизни, всё больше и больше он проводит время за игрой или торчит в соцсетях.

Конкретные люди кажутся несущественными и заменимыми («У меня миллион друзей в фейсбуке, зачем мне выстраивать с кем-то сложные отношения? Если характер другого человека не устраивает, я не буду с ним общаться, а буду общаться с кем-то другим»).

Становится проще писать друг другу, чем звонить, общаться в мессенджерах, чем вживую.

В итоге человек всё меньше и меньше начинает общаться в реальном мире, и всё больше и больше уходит в гаджеты.

Тест Торренса на креативность

Существует мнение, что активное использование гаджетов приведет к тому, что дети будут более креативными, творческими.

На самом деле это не так. И это было доказано в исследовании с помощью теста Торренса на креативность.

Суть теста состоит в том, что нужно из заданного простого элемента дорисовать рисунок так, чтобы получилась осмысленная картинка.

Ученые проанализировали и сравнили результаты данного теста, проводимого у детей с начала 60-х годов до нашего времени.

Оказалось, что с начала 60-х годов креативность росла.

Тест Торренса на креативность
Тест Торренса доказал: от использования гаджетов креативность не растёт.

В 70-е-80-е годы (с появлением и бурным развитием телевидения с детским контентом) — перестала расти.

И в 90-х-2000-х отмечается спад (по мере развития в обществе электронных устройств).

Это объяснимо с точки зрения современной психофизиологии, доказывающей, что в гиперинформационной среде возможности системного мышления уменьшаются.

Заметьте, что у нас перегружено внимание – мы активно используем гаджеты.

У них всё время всплывают напоминалки, тренькают звонки. Всё время что-то булькает, квакает, щелкает, и мы на это отвлекаемся.

Правило цифровой гигиены

Отсюда правило цифровой гигиены – сведите к минимуму все напоминалки и звуки. Отключите все, что на данный момент не важно.

Высокоэффективные люди так и делают, это позволяет сконцентрироваться на задаче. И такой же прием поможет ребёнку лучше делать уроки.

Вместо того, чтобы каждые 3-5 минут отвлекаться на телефон, он будет концентрироваться. Это позволит сделать уроки быстрее в 2-3 раза.

Гаджеты мешают сосредоточиться, происходит перегрузка нейронных сетей, переутомление. Также истощаются ресурсы памяти, внимания.

Специалисты по зависимостям отмечают, что у игромана происходит примерно такой же гормональный всплеск, как при приёме наркотиков. Это всплеск дофамина, адреналина и т.д.

Мозг переутомляется, его развитие меняется, трансформируется.

Ещё происходит подавление развития лобных долей, отвечающих за осознанный контроль поведения, проявления эмоций.

Известно, что нарушения в работе лобных долей приводит к:

невозможности сконцентрироваться;

потере мотивации;

нарушениях памяти;

импульсивному поведению;

Цифровая гигиена
Важно минимизировать вредное влияние гаджетов на детей.

Советы по уменьшению зависимости детей от гаджетов

1) Попытайтесь измерить в течение 3-5 дней, сколько времени ребёнок проводит в гаджетах. Сделать это можно путем наблюдения. А также по функции истории в телефоне, показывающей количество времени, проведенного в нем. Предложите посмотреть это вместе с ребёнком. Вы уже получите информацию, которую можете с ним обсудить.

2) Постарайтесь понять, чем увлекается ваш ребёнок. Если он любит игры, то поинтересуйтесь, какие игры он предпочитает, что они из себя представляют.

Включают ли они его системное мышление? Или это игры динамичные, где ребёнку не нужно мыслить, а только быстро реагировать.

3) Договариваться: давай сравним, сколько я провожу время в телефоне и ты.

4) Подумайте, какой информацией вы захотите поделиться с ребёнком после прочтения этой статьи.

Автор статьи — психолог Екатерина Полянская

Как Вам материал?

Читайте так же