Как создать художественный образ в литературе, советы великих писателей
Герои гоголя
13 февраля 2021

Создание художественного образа в литературе

2

Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.

Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин».  А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.

Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.

Понятие художественного образа

Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события  и дух времени произведения.

В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.

В лирике создается образ лирического героя.

Что касается прозы, то тут все сложнее. 

Приемы создания ярких художественных образов

Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:

  • Необычное описание персонажей. Это довольно популярный метод, им пользуются чаще остальных.
  • Раскрытие характера героя через поступки.
  • Нестандартная окружающая персонажа обстановка.
  • Что говорят о герое другие действующие лица произведения?
  • Анкетирование своего героя. Представьте, что вы берете у него интервью, ваша цель узнать интересную информацию о нём.
  • Как можно ярко представить все детали вашего героя: как он выглядит, где живёт. Считайте, что вы оператор и ваша цель-всё подробно снять. 
  • Так как характер человека проявляется в различных ситуациях, то пусть ваш герой окажется в разных жизненных перипетиях. Они могут быть комичными и трагичными, даже нелепыми.
  • Использование прототипа.
  • Показать прогресс в развитии персонажа, либо регресс, когда герой скатывается на самое дно.
  • Нельзя создавать добрых и плохих персонажей. В любом злодее должно быть хоть что-то положительное. А в добром герое-отрицательное.
  • Читатель должен ассоциировать себя с героем. Мы сопереживаем тем, кто похож на нас.
  • Не помешает изобразить чудачества главных героев.
  • Детали также очень важны. Например, ручка в виде чёрного пуделя на тросте  Воланда в «Мастере и Маргарите» сразу подсказывает нам, что герой прибыл к нам из потустороннего мира.

 Прототип литературного героя

Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.

Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.

Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет.  Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.

Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».

На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший  в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.

Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).

Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».

Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.

Прогресс и регресс литературного героя

Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует.  Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.

Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.

Характер литературного персонажа

Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.

«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.

Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.

Писатели применяют два метода для описания характера героев.

Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.

Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.

Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.

Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.

Имена литературных персонажей

Писатели уделяли много внимания именам героев.

Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).

У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.

Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.

Литературный тип

Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.

Как создавали яркие образы писатели?

Чехов часто говорил, что в его голове «целая армия людей» , которая так и просится наружу, нужна лишь команда.

Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».

У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.

Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.

В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.

Личные приёмы создания литературных персонажей

От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.

Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.

Если вам понравилась статья, то можете поддержать проект: Карта Сбербанка: 2202 2023 9615 1171

Как Вам материал?

Читайте так же