гипербола
14 июня 2020

Гипербола в литературе

0

Понятие гипербола

Пришло в наш лексикон из греческого языка. В переводе это означает преувеличение.

Этот прием используется не только в литературе, но и в повседневной речи. Нередко нам приходиться слышать, или употреблять самим, такие фразы, как “Сто лет не виделись” или “Напугал до смерти”.

Это и есть использование гиперболизации в устной речи. Если понимать эти выражения дословно, то они кажутся лишенными всякого смысла, абсурдными, тем не менее мы легко считываем их посыл.

В художественной литературе этот прием используется много столетий. Его цель состоит в усилении эмоционального эффекта от мысли или ситуации.

Художественные преувеличения встречаются в русских былинах: “Взял Илья Муромец палицу весом сто пудов”) и в “Слове о полку Игореве” (“Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать”).

Позднее, примеры гиперболы можно найти в творчестве любого заметного автора – от Н. Гоголя до В. Маяковского и современных нам писателей.

Признаки гиперболы

Самая главная цель — это оказать эмоциональное воздействие.

В литературе это важный прием выразительности речи. Все мы помним гоголевское выражение: «Редкая птица долетит о середины Днепра».

Гипербола помогает обрисовать характер героя. Тот же Базаров описан как противник искусства и любитель науки. Образ явно гиперболичный. За это Тургенева критиковали, но писатель мнения не поменял.

Широко применяется в комедиях.

В сатире гипербола помогает сравнивать героев: «великаны и лилипуты» в «Путешествии Гулливера»

Гиперболы в творчестве Салтыкова-Щедрина

Этот писатель поистине мастер гипербол. В своей сказке «Как мужик двух генералов прокормил Щедрин много раз обыгрывает этот прием. Вначале генералы оказываются на необитаемом острове. Потом находят на нем мужика. А, когда мужик их кормит, привязывают его к дереву, чтобы не убег. Тут, конечно, злая сатира на покорный русский народ. Писатель от гиперболы даже переходит к гротеску.

Гипербола в рекламе

Еще одной сферой в которой широко используется этот прием является реклама. Каждый день мы видим слоганы описывающие качества того или иного товара, целиком построенные на гиперболизации (“Самые низкие цены”, “Самый широкий выбор” и пр.).

Получается, что примеры гиперболы встречаются нам ежедневно – в беседе и переписке с друзьями, на экране телевизора и в интернете, на страницах любимых произведений.

Как Вам материал?

Читайте так же