барокко
14 июня 2020

Барокко в искусстве и литературе

0

Не многие эпохи в истории искусства так легко определимы. И не все имеют настолько яркие и очевидные внешние и внутренние стилистические признаки как эпоха барокко.

Откуда пошло понятие

Этимология слова точно неизвестна. Есть три варианта появления термина.

По первой версии слово «барокко» пошло от португальской фразы «perola barroca». Она переводится как «жемчужина неправильной формы». По второй версии, на латинском понятие «baroco» обозначало термин из логики. Им называлось умозаключение особой сложности. И наконец, в переводе с французского жаргона слово «baraguer» обозначало «смягчать контур».

Стиль барокко был популярен в европейском, прежде всего итальянском, искусстве на протяжении XVII-XVIII вв.

Признаки барокко в искусстве

Отличием этого течения было в:

Намеренной пышности, усложненности форм на уровне средств.

Критическом, часто пессимистичном отношении к реальности на уровне идей и сюжетов. Влияние стиля затронуло все сферы – архитектуру, живопись, музыку и, разумеется, литературу

Весь мир воспринимался творцами барокко как произведение искусства.

Для искусства барокко характерно трагическое видение мира (в России эта концепция не получила широкого распространения)

 

Барокко в литературе

Отличием этого течения в литературе было в том, что:

Литературные произведения были крайне сложны в плане формы и трудны для понимания. С точки зрения языка, авторы создавали сложные, вычурные, авангардные для литературы того времени конструкции.

Все эти препятствия нужны были лишь как способ донести до читателя простые мысли – о красоте, любви и справедливости.

Писатели той эпохи помещали героев в придуманные миры либо глубокую древность. Авторы отказывались от подражания действительности.

Обильно используя аллегории и метафоры, писатели доносили мысль о хрупкости человеческого бытия, неотвратимости судьбы.

Но влияние литературы Ренессанса ощущалось в том, что несмотря на отвратительность мира и обстоятельств, лирический герой всегда тянется к прекрасному – любви, свету, богу.

Распространенными мотивами были метафоры: «мир-книга», «мир-театр».

Писатели этого течения литературы считали, что реальный мир-это иллюзия.

В литературе активно стали использоваться символы. Но при этом считалось, что истинный смысл символов людям непостижим.

Наиболее частым приемом воздействия на сознание читателя стала аллегория.

С барокко активно боролись представители классицизма, с их культом античности. Они пытались загнать своевольных представителей этого течения в жесткие поэтические рамки.

Как Вам материал?

Читайте так же