«Гиперболоид инженера Гарина»: читательский обзор
Афиша фильма "Гиперболоид инженера Гарина".
5 февраля 2021

«Гиперболоид инженера Гарина»: почему книга, полная штампов, до сих пор интересна?

1

Полная штампов? Да как так-то? Там же…

Да, там есть роковая красотка, гениальный злодей, злой миллиардер, супероружие и идеальный протагонист. Как это свежо, ново, незамылено…

Может быть, это было в новинку тем, кто читал это в то время – ревущие двадцатые в США и Европе, восстанавливающаяся после Первой мировой и Гражданской войны экономика молодой Советской республики? Едва ли – во времена Уэллса и Хаггарда фантастики было немало, а о супероружии писалось больше, чем сейчас.

Сюжет? Мысль о мировом господстве тоже не нова. Более того – советского читателя ничем новым это не поражало: эта мысль в двух разных вариациях виднелась на транспарантах от Ленинграда до Владивостока. С одной стороны – «Мы наш, мы новый мир построим», а с другой – «Мировой империализм пытается подмять под себя весь мир».

В чем тогда секрет, что почти сто лет назад написанная книга до сих пор читается с интересом?

Автор

Алексей Николаевич Толстой – фигура колоритная. «Красный граф», любитель хорошей жизни, буржуа, галантный кавалер – все это магическим образом совмещалось в одном человеке. И это первое слагаемое успеха.

Токарь обтачивает заготовку на станке, у гончара есть глина… Писатель пишет собой – ниоткуда он не возьмет сюжет, героев, стиль, кроме как изнутри себя. А у Толстого и таланта было в избытке, и жизненных впечатлений хватало.

К тому же эта книга написана просто, но со знанием дела, особенно ее парижские главы. Сцена в ресторане «Мажестик», выбор развлечений Роллингом и Зоей Монроз – кажется, сам Толстой это видел своими глазами и был во всех этих ресторанах и кабаре. А он был.

Главный герой

Герой инженер Гарин или злодей – это не вопрос для обсуждения. И то, и другое. Редкая харизматичность, иезуитский ум, умение манипулировать – и не трафаретность. Сложно сделать главного злодея таким, чтобы он всем своим видом не говорил читателю «Я негодяй, ненавидь меня». Иногда читатель ненавидит его – и восхищается. Это великое дело для писателя создать такого героя.

Гарин – противоречивый злодей, способный и на массовое убийство, и на благородство. Его действия трудно предугадать, и потому интересно продолжать читать хоть и небольшой, но все-таки роман.

Роковая красотка

Куда же в авантюрном романе без спутницы главного героя? И снова перед нами не холодная бесчувственная красотка и не кукла, а живой человек из плоти и крови.

Зоя Монроз (она же – мадам Ламоль) может сбежать от миллиардера Ролинга, повинуясь чувству, хотя до этого была циничной расчетливой интриганкой. Она способна влюбиться – и разлюбить. Способна влюбиться – и не разлюбить. Способна на убийство.

С такой – хоть на край света, не правда ли? Или до последней строчки романа.

Сюжет

Примитивный? Возможно. Полный банальностей? Не без этого. Все это искупается одним единственным эпитетом – интересный.

Лев Натанович Лунц в своей статье «На Запад» отмечал, что в русской литературе есть как будто бы табу на интересные романы. Пусть он будет психологически глубоким, слезливым, возвышенным, социально острым – лишь бы не это мещанское, «низкое» слово – интересный.

Иначе говоря, «интересный роман» долгое время – это недостаток, а не достоинство. Этим показывалось автору, что он гонится за дешевым и легким успехом – а художнику же должно быть плохо. И читателю, кстати, тоже.

Толстой фактически реабилитировал право писать интересно, оставаясь в рамках классического романа. В нем нет психологизма Достоевского, красот слога Тургенева (роман разбит на очень небольшие главки, которые можно прочитать за минуту-две-три).

И то, что роман интересен – его достоинство, а не недостаток. Неинтересные вещи мы без проблем и против нашего желания читаем в новостях и видим по телевизору; их и так слишком много в нашу цифровую эпоху.

Если вам понравилась статья, то можете поддержать проект: Карта Сбербанка: 2202 2023 9615 1171

Как Вам материал?

Читайте так же